Компания Yamaha выпустила модель R1 в 1998 году, поразив мотоциклетный мир новой философией дизайна - двигатель был выдвинут вперед (это не было большой новостью), но традиционная коробка с постоянным зацеплением была установлена сбоку для сокращения корпуса двигателя, задний маятник был очень длинным, но колесная база - короткой. У мотоцикла была кардинально улучшена управляемость и сцепление с дорогой, но механизм переключения передач сверху коробки переключения скоростей работал в оригинальной модели R1 не очень четко.
Руководителем проекта R1 является Кунихико Мива (Kunihiko Miwa) - и он не стал сидеть, ничего не делая. Каждая серия R, выходившая после 1998 года, улучшалась. В моделях Yamaha R1 третьего поколения коробка работала отлично и была очень позитивной.
На низких оборотах переключение нельзя назвать гладким, но рычаг не отказывается двигаться, и за неделю тестирования мотоцикла 2005 модельного года, мы ни разу не пропустили передачу.
С другой стороны, в то время как сцепление представляется чуть ли не идеальным, его плохо чувствуешь, поэтому старт с места вызывает определенные сложности - до тех пор, пока мотоциклист не привыкнет к работе сцепления и не будет чувствовать интуитивно момент, когда оно срабатывает.
В последней версии R1 двигатель немного больше наклонили вперед, до 40 градусов от вертикали. Отношение диаметра цилиндра к ходу поршня сократилось до 77 х 53,6 мм, что сместило пиковую мощность к отметке в 12500 оборотов в минуту.
Также установлена новая электронная система впрыска с двухклапанными дроссельными заслонками и дополнительными клапанами, которыми управляет мотор. Электронная система работает мягко, без рывков и эффекта "хлопающей двери".
Заслонка реагирует четко и почти мгновенно без рывков в любом диапазоне, начиная значением в 2400 об./мин. и заканчивая красной зоной, которая начинается при 13750 оборотах.
Байк ускоряется четко и без рывков, и нам удалось разогнать машину во время тестирования до 292 км/ч при 12200 об./мин.
Серьезный прилив мощности ощущается примерно при 5000 об./мин. - этого более чем достаточно, чтобы заткнуть за пояс большинство конкурирующих спортбайков. Затем, после 8000 оборотов кривая распределения мощности неожиданно становится гораздо более резкой, воздушная камера начинает истошно выть, а байк улетает за горизонт. Для информации: двигатель развивает мощность в 134 кВт.